03.07.2015
Цель: помочь детям научиться избегать конфликтных ситуаций в общении с родителями.
Участники: учащиеся старших классов.
Ход диспута
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались поговорить и поспорить над проблемой, на которую не может найти ответа человечество, это – проблема отцов и детей. Я не зря сказала, что эта проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может, она сегодня уже не актуальна? Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Давайте поразмышляем над этими вопросами.
Тренинг «Семейные трудности»
Участники диспута объединяются по парам.
Ведущий. В течение 5 минут вы должны перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений вы можете включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы рядом с каждым затруднением можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.
На втором этапе, после озвучивания проблем, составляется общая шкала затруднений, на ватмане записываются только те проблемы, которые получили большее количество баллов.
Ведущий. В результате этого упражнения, мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье.
- Как вы думаете, как решать эти проблемы?
- Можно решить проблему поколений?
- Какие вопросы сложно решать детям и родителям?
- По каким вопросам между старшим и новым поколением возникают разногласия?
- Какова роль семьи в развитии ребенка?
Ведущий. А сейчас, давайте разыграем ситуацию. Мы поделимся на две группы.
Первая группа – сторонники семейного образа жизни. Их задача убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления и т.д. Чтобы убедить, нужны не только слова, но и серьезные доводы, и аргументы, в том числе на примере своей семьи.
Вторая группа – сторонники одинокого образа жизни. Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейной жизни, отстоять свою точку зрения. Им также нужны определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными. Время выполнения 10-15 минут, затем роли меняются.
После этого обсуждаются те аргументы, которые приводились за семью и против, ведущий записывает их на ватмане под заголовками «за» и «против». На основе записей делается вывод о необходимости семьи и об огромной роли семьи в современном обществе.
Ведущий. В конце нашей встречи давайте выработаем основной «Свод законов отцов и детей». Какие это могут правила? (Участники предлагают и обсуждают правила, ведущий записывает их на ватмане.) Я надеюсь, что принятые правила будут правилами в каждой семье.
В конце встречи подводятся итоги.
1. Что нового я сегодня узнал?
2. Чем мне помог сегодняшний разговор?
3. Что мне понравилось, а что нет?