Корпус №1 — Тюмень, ул. Крупской, 21
Корпус №2 — Тюмень, ул. Краснодонская, 61

Новости гимназии

18.04.2024
Не теряйте часы, дорожите минутами…Видеоролик
Не теряйте часы, дорожите минутами…Видеоролик Юнкор «Телестудии» А. Москвина уже выбрала тему и участвует в конкурсном отборе на профильную смену Движения Первых "Время Первых". А ты???


Посмотреть все новости

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования и науки Администрации г. Тюмени

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Портал услуг Тюменской области в сфере образования

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

Центр защиты прав и интересов детей


Телефон доверия

персональныеданныедети

Сертификат дополнительного образования

Электронные сервисы

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области  
(3452) 55-67-07

ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер"  
(3452) 46-15-47, 46-86-17, 21-61-52, 34-18-80

Центр суицидальной превенции
8 (3452) 50-66-39

Социальная служба экстренного реагирования "Ребенок и семья"
8-800-200-72-02

Федеральная линия помощи "Дети онлайн"
8-800-25-000-15

Кабинет профилактики употребления ПАВ

Ляшук Ирина Сергеевна
8-982-935-12-25

Сайт Тюменского образовательного канала

Сайт отвечает требованиям ст. 29 закона РФ «Об образовании в РФ».

Независимая оценка качества образовательных услуг


Интернет-зависимость – миф или реальность?

Интернет-зависимость – миф или реальность? 03.07.2015
Причины, последствия, рекомендации
Цель: профилактика нарушений в поведении школьников.
Задачи:
– активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни;
– расширение знаний о зависимостях;
– активизация размышлений о значимости обогащения реального социального опыта;
– развитие ответственности в выборе, свободе;
– профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений школьников.
Оборудование: компьютерная презентация темы (либо наглядный раздаточный материал).
Доступность: опыт может быть использован школьными психологами, классными руководителями и заместителями директора по УВР.
Введение в тему
1. Игра «Бывает»
Необходимо дать свое определение понятиям. Например, «дружба бывает крепкой». Предлагаются такие понятия: школа, друг, детство, любовь, семья, родители, будущее, подруга, друг, учителя, здоровье.
2. Дискуссия о здоровье
Проблема для обсуждения: «Что такое здоровье? Какие факторы разрушают и сохраняют здоровье?».
Ответы школьников обобщаются в таблице. Желательно подвести ребят к идее: «Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Факторы, разрушающие физическое благополучие:
– болезни;
– зависимости;
– лень;
– неправильное питание;
– отсутствие чистоты и др.
Факторы, укрепляющие физическое благополучие:
– отсутствие вредных привычек и зависимостей;
– правильное питание;
– отсутствие болезней;
– гигиена;
– прививки;
– движение и труд и др.
Факторы, разрушающие психологическое благополучие:
– конфликты;
– нарушения в эмоциональной сфере;
– стрессы;
– плохой характер и др.
Факторы, укрепляющие психологическое благополучие:
– оптимизм;
– навыки бесконфликтного общения;
– умение справляться со стрессами;
– умение находиться «здесь и теперь» и др.
3. Разговор о зависимости
Задание: ребятам раздаются фотографии, иллюстрации зависимостей и предлагается определить вид зависимости.
Психолог:
– Какие виды зависимостей вы знаете?
Ответы детей записываются и обобщаются в таблицу. Варианты, которые школьники не упомянули, может подсказать им сам психолог (педагог).
Виды зависимостей:
• Игровая (гемблинг).
• Виртуальная.
• Зависимость от внешности.
• Зависимость от пищи.
• Зависимость от работы.
• Потребление (шоппинг).
• Мобильная зависимость.
• Рекламная зависимость.
• TV – зависимость.
• Зависимость от идеологий (религиозные движения).
• Лекарственная.
Психолог (или педагог):
– Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».
Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье (вспомним определение здоровья). И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.
О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.
4. Проблема виртуальной зависимости
«Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды» (Уильям Гибсон).
Задание: детям предлагается подобрать ассоциации к слову «компьютер» (необходимость, жизнь, паутина и др.). Через анализ ассоциаций психолог (или педагог) может выйти на тему виртуальной зависимости, вытесняющей реальную жизнь.
Интернет как источник зависимости
1. Рассказ об истории Интернета
Задание: кому-то из учеников предлагается заранее самостоятельно ознакомиться с историей развития Интернета (см. Приложение) и сделать доклад для всего класса. Другой ученик (или несколько ребят) озвучивает материал об известных людях, внесших свой вклад в развитие компьютерной сети.
Общие сведения: Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.
По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться. Некоторым даже удается вступить в брак в результате знакомства по Интернету.
Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернете – около 20 млн., количество пользователей – в 5–10 раз больше.
2. Признаки виртуальной зависимости
От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. В августе 1999 г. примерно 83 млн. американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 г. оно выросло уже на 12 млн. Вместе с возрастающей популярностью Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для общества, тогда как о методах лечения и о природе болезни пока известно очень мало.
Компьютерная зависимость – это далеко не только навязчивая игра в компьютерные игры («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др.). «Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
Некоторые признаки виртуальной зависимости:
• Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.
• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
3. Причины зависимости
Психолог (или педагог):
– Как думаете, в чем причина такого поведения?
Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:
• доступность разнообразной информации;
• широкая интерактивность, постоянное общение;
• персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;
• анонимность передаваемой информации.
4. Расстройства личности как результат зависимости
Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека.
Вот некоторые из них:
1. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видеоматериалов (порнография и др.).
2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует:
– ухудшение настроения;
– психологические разногласия с окружающими.
Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, стрижка газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Повседневные заботы игнорируются. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности в реальной жизни.
3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Это выражается в усилении стереотипности поведения. Всякая кибер-зависимость негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых заканчивается разводом).
4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.
5. Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.
5. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета
Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в Интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др. Параллельно с их ответами заполняется таблица. Возможна самостоятельная работа по группам.
Положительные моменты Интернета:
– развитие технического прогресса;
– доступ к разнообразной информации;
– доступность и легкость покупок.
Отрицательные моменты Интернета:
– широкие знакомства – зависимость;
– теряется навык реального общения;
– портится язык (словарный запас);
– меняются цели человека;
– виртуальная реальность замещает действительную.
Правила безопасности
1. Зависимость – отказ от альтернатив
Задание: сначала предлагается самостоятельная работа по группам. Школьникам необходимо обозначить «жертвы» виртуальной зависимости и правила работы в Интернете.
Злоупотребление Интернетом ведет к негативным последствиям:
• к социальной изоляции;
• к усиливающейся депрессии;
• к распаду близких отношений, семьи;
• к неудачам в учебе;
• к финансовому неблагополучию и к потере работы (в перспективе).
Психолог (или педагог):
– Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение. Однако через некоторое время наслаждение начинает требовать все больше сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет страдать как его самого, так и окружающих его людей.
Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения. Поэтому выбор себя и назван свободным. В случае предпочтения зависимости человек лишается любых альтернатив.
2. Рекомендации подросткам
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.
2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
3. Правила работы в Интернете
В конце занятия можно раздать школьникам памятки, которые они изучают самостоятельно и потом озвучивают в классе:
1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).
2. Использовать трудноопределимые экранные имена.
3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.
4. Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.
«Странная штука жизнь виртуальная
Хоть электронная - все же реальная,
Те же в ней страсти, любовь и пороки,
Те же по жизни у всех замороки...
Здесь проще общаться, труднее обидеть,
Здесь можно любить, и увы - ненавидеть,
Все правда в запутанном этом мирочке,
Здесь чувства всегда умещаются в строчки»
«Два незнакомых человека
Случайно встретились в сети:
Один грустил, искал совета,
Другой любовь хотел найти.
Друг с другом долго говорили,
Пытаясь дружбу завести,
Всё друг о друге узнавали,
И очень сблизились они.
Один - забыл о своей грусти,
Он понимание обрёл...
Другой влюблялся понемногу,
Но слов он нужных не нашёл.
Всю ночь они проговорили,
И были счастливы они.
И снова в чат потом спешили,
Так пролетали ночи, дни…
И вот вопрос: Что за наука?
Что в вирте так сближает нас?
Когда, не видя человека,
Ты даришь много милых фраз.
Ты понимаешь, что он близок,
И ты скучаешь почему?
И вновь включаешь свой компьютер,
И снова в чат спешишь к нему.»


Возврат к списку


© 2024 Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение Гимназия №1 города Тюмени
Создание и сопровождение сайтов в Тюмени
интернет-агентство «Промедиа».