03.07.2015
Цель: выявить особенности поведения в проблемной ситуации, обучить альтернативным вариантам поведения, дать представление о вербальных барьерах общения.
- Почему люди ссорятся?
Варианты ответов записываются на доске.
Люди не понимают друг друга.
Не владеют своими эмоциями.
Не принимают чужого мнения.
Не считаются с правами других.
Пытаются во всем доминировать.
Не умеют слушать других.
Хотят умышленно обидеть друг друга.
Важно уметь владеть собой при общении с другими людьми. Однако трудно бывает фиксировать свое состояние.
Упражнение. «Разожми кулак» (в парах)
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем меняются ролями.
Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.
Упражнение. «Да и нет» (в парах)
Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.
Обмен мнениями:
Какие эмоции испытывали?
Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?
Что помогло избежать конфликта?
- Обучение выхода из конфликтной ситуации.
Предоставить учащимся возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликта.
Обсуждение возможных способов решения конфликтной ситуации. Выводы записываются:
Выслушать спокойно все претензии партнера.
На агрессивность партнера не реагировать. Можно сказать что-то доброе и неожиданное.
Попытаться партнера говорить конкретно (называть только факты) и без отрицательных эмоций.
Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
Извиниться, если в чем-то действительно не прав.
- Вербальные барьеры общения
Люди становятся одинокими, если вместо мостов строят стены.
Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению.
Упражнение. Выбираются 2 участника. Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:
Можно ли было не доводить дело до конца?
Какие правила могли быть использованы?
Данная сцена разыгрывается несколько раз в нескольких вариантах.
Нужно начинать выяснение отношений:
- с угрозы;
- с указаний и поручений;
- с критики;
- не обращать внимания.
Обсуждаются варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Вывод. Какова цель решения любого конфликта? Найти достойное решение, приемлемое для обоих. Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому-то необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход - сотрудничество.
В дальнейшем попытайтесь зафиксировать хотя бы одну ситуацию, когда вам удалось предотвратить конфликт. Старайтесь в таких ситуациях использовать известные вам приемы.