03.07.2015
Когда речь заходит о выборе профессии учащимися, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а скорее – начало, профессиональный старт. Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 13-14 лет еще не обязательно его делать. А вот задуматься об этом всегда полезно. В дальнейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания и возможности. По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. Но в начале всех начал – обучение. Это первая ступень.
Система профессиональной подготовки:
- общеобразовательная школа
- профессиональные училища
- среднеспециальные заведения (техникумы, педучилища, колледжи)
- высшая школа (государственные и частные вузы).
Уже в старших классах школы следует определить какой-либо углубленный профиль обучения (физико-математический, гуманитарный и т.д.).
Ситуация выбора профессии.
Выбирая профессию, о чем мы прежде всего думаем? Прежде всего о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа. Интересна ли она нам? Достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею. И позволит ли нам здоровье заняться тем, что нас привлекает. Кроме того, может быть профессия, привлекающая нас, не требуется в обществе. И мы просто не найдем работы. К тому же на нас, на наше решение могут оказать влияние родители, друзья, средства массовой информации.
Таким образом, сделать хороший выбор – это значит, выбрать такую профессию, которая нужна обществу (1), может быть доступной и посильной для вас (2), способна приносить вам радость и удовлетворение (3). Коротко формула хорошего выбора выглядит следующим образом: «нужно», «смогу», «хочу». А сверхзадача выбора профессии: в выбранном деле максимально реализовать себя, свои способности, силы, интересы.
Ошибки и затруднения при выборе профессии.
1. Выбирающий видит лишь конечный результат длинного профессионального пути, но не видит сам путь.
2. Предрассудки в отношении той или иной профессии.
3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, т.е. за «компанию».
4. Перенос отношения к определенному человеку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию.
5. Увлечение только внешней стороной профессии или какой-то одной ее стороной.
6. Отождествление школьного предмета и любимого учителя с профессией.
7. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства.
8. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии.
10. Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание с чего начать выбор.
К каждому пункту приводится пример.
Правила выбора профессии.
Выбирая профессию, необходимо:
1. Хорошо подумать, чем бы вы хотели заниматься, что вас особенно привлекает.
2. Подробно изучить эту профессию; оценить возможность ее приобретения.
3. Сравнить полученные знания о профессии со своими данными, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, если есть возможность получить квалифицированную профконсультацию.
4. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.
Вопросы: Какую роль играет выбор профессии в жизни человека? Охарактеризуйте ситуацию выбора профессии. Кто может оказывать влияние на выбор профессии? Возможные ошибки при выборе профессии. Правила выбора профессии.