11.01.2018
В настоящее время среди детей можно наблюдать нарушения чтения и письма. Проявляются они в том, что ребёнок испытывает затруднения при овладении навыками чтения и письма.
При чтении он допускает следующие ошибки:
- не может составлять слоги из букв;
- переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);
- неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);
- пропускает буквы (не читает их);
- может добавлять лишние звуки;
- читает очень медленно;
- плохо понимает прочитанный материал (часто не понимает его совсем), это сказывается на его успеваемости по другим школьным предметам;
- не может запомнить прочитанное и пересказать его.
При письме характерно то, что:
- ребёнок не может писать ровно, то есть удерживать строку;
- пишет буквы разного размера;
- может писать вместо одних букв другие;
- может добавлять буквы в словах;
- пропускает буквы в словах;
- переставляет их местами;
- может писать слева направо;
- может разрывать при письме слово на части;
- может слитно писать два слова подряд.
Эти специфические ошибки в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными. Если у ребёнка выявлены признаки данных нарушений, обязательно надо проконсультироваться у специалистов. Проблема не является изолированной, решать её надо в комплексе с логопедом, психологом, возможно невропатологом.
Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что:
- ничего не делается быстро, нужны время, терпение и система;
- необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю;
- не пытайтесь нарушения письма и чтения исправить количественными приёмами: диктантами, чтением больших текстов.
Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться, принесут только вред. Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребёнок это делал не в один приём, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.
Учителям нужно помнить, что ошибки фиксируются в памяти ребёнка. По этой причине нежелательно давать детям с нарушением письма упражнения с неоткорректированным текстом (на поиск ошибок). Суть работы над ошибками в том, что ребёнок не видит неправильно написанные слова, а работает с педагогом над «опасным» местом в слове.
Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. И развитие фонематического восприятия, и звукобуквенный анализ, и развитие памяти, внимания – всё это можно делать в любой обстановке. Это касается и учителя и родителей. Призовите свою фантазию.
Например:
- находясь в комнате или кабинете, попросите ребёнка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук [с] (или любой другой);
- возвращаясь из школы, попросите ребёнка внимательно смотреть на дорогу; а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало;
- учитель в начале урока, в качестве разминки, может задать любой вопрос (о здании школы, школьном коридоре), проверить память и внимание учеников (некоторые из них даже не знают, сколько этажей в школьном здании); заставить их не только смотреть, но и видеть.
Через некоторое время дети сами начнут придумывать такие упражнения;
- играйте в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше.
Для предупреждения у ребёнка нарушений чтения и письма необходимо:
- Развивать речевой слух.
- Учить воспринимать на слух и анализировать единицы речи (звукосочетания, слова и предложения).
- Уточнить, устойчивы ли произносительные навыки. Хорошо ли воспринимается, анализируется и удерживается в памяти зрительный материал, слуховой материал.
- Определить уровень сформированности пространственно-временных ориентировок. Любые игры, направленные на развитие речи и психических процессов (память, внимание, восприятие) полезны для ребёнка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, на подъёме.
Автор статьи: Литвинцева Н.А.
https://infourok.ru/material.html?mid=45006