О гимназии №1 г. Тюмень
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия No1 города Тюмени - старейшее из существующих образовательных учреждений города.
История гимназии начинается в октябре 1920 года с открытия в городе первой школы советского периода - школы No1. В истории гимназии и реальная (1920-е гг) и педагогическая (1930-е) школы; десятилетка и первые профильные классы: архитектурно- художественные (с 1992 г.), опыт работы по взращиванию чемпионов мира по хоккею с ХК «Газовик».
С 1993 года школа № 1, в рамках эксперимента, переведена в статус школы-гимназии No1 при Тюменском государственном университете. В 1999 году, после успешного завершения опытно- экспериментальной работы, образовательному учреждению по итогам государственной аттестации присвоен статус гимназии, который был подтвержден последующими аттестационными комиссиями.
Главная цель педагогического коллектива гимназии – создание максимальных ресурсных условий для развития личности каждого ученика. Воспитанники гимназии – дети и подростки школьного возраста города Тюмени, преимущественно проживающие на территории, закрепленной за гимназией. Конкурсного отбора детей при приеме нет, зачисляются все желающие в пределах возможностей гимназии.
Гимназия реализует программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
На сегодняшний день в гимназии 1082 обучающихся:
- Начальное общее образование – 16 классов - комплектов – 508 человек;
- Основное общее образование – 16 классов-комплектов – 472 человека;
- Среднее общее образование – 4 класса-комплекта – 102 человека.
Образовательная программа гимназии направлена на обеспечение возможностей достижения каждым воспитанником собственных максимальных результатов и основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся на условиях самостоятельного выбора гимназистами программ, форм обучения и видов деятельности.
Учебный план гимназии обеспечивает раннее, расширенное и углубленное изучение английского языка, включающее страноведческий компонент, расширенное изучение обществознания, изучение в старших классах на профильном уровне (на основе индивидуального выбора) английского языка, обществознания, математики, физики. Содержание учебного плана позволяет достигать более глубокого, в сравнении с общеобразовательными учреждениями, уровня подготовки обучающихся по предметам гуманитарного цикла, профильным дисциплинам, способствует усвоению большей частью воспитанников английского языка на функциональном уровне, что является основой для реализации образовательных планов выпускниками гимназии.
Все предметы учебного плана обогащены гуманитарным содержанием, включающим историко-краеведческие аспекты, историю развития изучаемой предметообразующей науки, биографии ученых составляющих ее гордость, что позволяет, на наш взгляд, позитивно влиять на формирование и развитие социально значимых качеств личности: принятие приоритета труда, уважения к мнению другого человека (основы толерантности), способствовать пробуждению гражданских чувств.
В гимназии ведется системная работа по обновлению технологий обучения.
В гимназии 51 педагог, в том числе директор, три заместителя по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог. Большая часть педагогического коллектива аттестована. Высшая квалификационная категория присвоена 27 работающим, первая – 8, на соответствие занимаемой должности аттестованы – 5 человек.
Два педагога гимназии удостоены почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», труд пятерых отмечен званием «Почетный работник общего образования Российской Федерации», пятнадцати – Почетными грамотами и Благодарностями министерства образования и науки Российской Федерации, пять педагогов стали победителями конкурса лучших учителей образовательных учреждений РФ. Среди педагогов призеры городского, региональных, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года».
Гимназия расположена в типовом (1970-х годов) школьном здании, с централизованным отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, сданном в эксплуатацию в 1986 году. В 2008-2010 годах проведен капитальный ремонт здания.
Организация учебно-воспитательного процесса в гимназии обеспечена материально-технической базой. В гимназии оборудованы: 34 учебных кабинета; специализированные кабинеты: 2 кабинета информатики с подключением к локальной и сети Интернет, лекционный, технологии, хореографии, психолога; столовая на 130 посадочных мест; библиотека с дополнительно пристроенным читальным залом и книгохранилищем (оснащена компьютерной и оргтехникой, подключена к локальной и сети Интернет), актовый зал на 150 мест; игровой и гимнастический спортивные залы; теннисный корт, площадка для пляжного волейбола и поле для мини – футбола; медицинский кабинет.
В гимназии созданы условия для обеспечения доступности образования разным категориям обучающихся:
- В течение последних лет в гимназии нет учащихся оставивших обучение, отчисленных из гимназии, неосвоивших требования государственного образовательного стандарта.
- Внешняя экспертиза уровня подготовки выпускников при государственном экзамене в формате ЕГЭ подтверждает усвоение требований государственного стандарта выше среднего по городу Тюмени и Тюменской области по русскому языку и математике, предметам гуманитарного цикла.
- Воспитанники гимназии активные участники олимпиад, конференций, творческих конкурсов, фестивалей: среди них победители и призеры разных уровней.
- В гимназии нет правонарушений и случаев употребления психотропных веществ обучающимися.
- Преобладают позитивные мотивы участия гимназистов в деятельности.
- Проявляются положительные тенденции в формировании ценностных ориентацией воспитанниками.
- Все выпускники гимназии продолжают обучение: выпускники основной школы (88-98 %) в 10-х классах, ССУЗах (12-2%); средней – в высших профессиональных учреждениях (100 %).
- Выпускники гимназии быстро адаптируются в новых социумах: они активные участники дебютов первокурсников, студенческих конференции, олимпиад.
- Определяющим показателем «цены» образования является здоровье учащихся. Анализ статистических данных дает позитивные тенденции в снижении общего количества заболевших детей, не снижение индекса здоровья, показатель заболеваемости учеников к концу годы значительно ниже, чем на начало, что, по мнению валеологов, свидетельствует об отсутствии, в целом, негативного воздействия учебного заведения на здоровье воспитанников.
- Гимназия по результатам государственной итоговой аттестации и участия во Всероссийской олимпиаде школьников входит в ТОП-500 лучших школ России, является победителем Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; победителем регионального конкурса на соискание грантов Губернатора Тюменской области по вопросам здоровьесбережения; областного конкурса досуговой деятельности детей; городских конкурсов летней занятости детей в номинациях: «Организация работы пришкольного лагеря», «Программа оздоровления детей», «Лето здоровья»; призером спартакиад пришкольных оздоровительных лагерей; победителем Всероссийского фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Радуга талантов»; победителем городского, призер областного конкурса «Безопасное колесо»; многократным победителем городского конкурса «Тюмень спортивная» в номинации общеобразовательных учреждений; призером Спартакиады пришкольных оздоровительных лагерей; победителем областных, призером Всероссийских, чемпионом международных соревнований школьных шахматных команд «Белая ладья»; победителем, призером городской спартакиады учащихся начальных классов; призером городского конкурса агитбригад «Научи свое сердце добру»; дипломантом массового забега городского «Дня здоровья»; призером Школьной баскетбольной лиги имени Виталия Бутко.