03.07.2015
Цели:
- поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта – первооснова человека, основа человеческих отношений;
- развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
- способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- развитие нравственных качеств и творческих способностей.
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о милосердии. Эпиграфом нашего классного часа будут слова «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
· Что же такое милосердие?
· Обратимся к словарю ( Ожегов ).
· Составьте ассоциограмму к слову «милосердие».
· Милосердный – это какой? (дети подбирают синонимы ).
· Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.
( Учащиеся рассуждают, приводят примеры)
Учитель. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому – либо или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.
«Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.
В 1890- 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
· в Санкт- Петербурге- 1981327 рублей;
· в Москве- 1813060 рублей;
· в Одессе- 709863 рубля;
· в Риге- 504556 рублей.
Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и покупательную способность рубля тоже:
· 7-9 рублей стоила корова;
· 3-5 рублей костюм тройка;
· 25-40 рублей в месяц – зарплата квалифицированного рабочего.
· в 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
· А сколько их, интересно, сегодня?
· Кому они помогают?
( ответы детей ).
Учитель . Давайте попробуем с вами нарисовать солнце человечности.
Творческое задание «Солнце человечности».
Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нём имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывает о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».
( рисунки крепятся на доску )
Учитель .
· Стоит ли быть в наше время милосердным?
· Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
· Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
· Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?
· Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?
· Есть ли люди , не достойные милосердия?
Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.
(Учитель читает статью Д. Гранина «О милосердии»).
· Почему мог произойти такой случай?
· Откуда же в людях равнодушие?
· Почему бездушие, жестокость стали нормальными?
· Почему утрачивается чувство милосердия?
· Термин «милосердие», к сожалению , непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
· Нужно ли милосердие сегодня?
(Ученики рассуждают и отвечают)
Учитель. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечений травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: « Вы так много работаете для других , а когда же вы работаете для себя? » Врач – целитель страшно удивился : « Живу так , а не иначе не потому ,что должен , а потому что хочу помочь большему количеству людей».
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74 – летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь , перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной , повседневной жизни. В нашей стране есть много людей , которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
В стихотворении «Памятник» (1836) А.С. Пушкин написал такие слова:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовали последнюю строку , в любом случае , они есть прямой призыв к милосердию.
И закончить наш с вами разговор хотелось бы « Облаком милосердия», которое вы сейчас будете составлять.
( на доске висят 3 облака, дети под музыку пишут на самоклеящейся разноцветной бумаге небольшое рассуждение « Что бы я сделал , чтобы в мире было больше милосердия», выходят, клеят на доску ).
Идёт обсуждение ответов детей.
Учитель. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите , уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.
Афоризмы о доброте, милосердии.
1. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. ( Саади)
2. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. ( Эмерсон)
3. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. ( Гюго)
4. Теплота человеческого сердца – это чудесное излучение – обогащает души людей, помогает им жить лучше и работать лучше. ( В.М.Кожевников)
5. Кто сочувствует горю ближних, тот будет иметь свою долю в их радости. ( пословица)